Чему обучают ребёнка в детском саду
Автор: Творческая группа МДОУ "Усть-Куломский детский сад №7 "Голубок"
Программа организации МДОУ "Усть-Куломский детский сад №7 "Голубок" разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).
Цели и Задачи Программы
Цель – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций (п. 14.1. ФОП ДО).
Задачи Программы:
1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО.
2. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
3. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития.
4. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
6. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Программа организации включает в себя следующие разделы:
• целевой раздел раскрывает цели, задачи, принципы Программы организации, планируемые результаты освоения Программы организации, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов;
• содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области для всех возрастных групп обучающихся, направления задачи коррекционно-развивающей работы, рабочую программу воспитания;
• организационный раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение, режим и распорядок дня в дошкольных группах, план воспитательной работы.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию Программы организации.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа организации Программа организации направлена на создание условий развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребѐнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Количество групп всего: 4
Количество групп для детей от 2 до 3 лет: 1
Количество групп для детей от 3 до 4 лет: 1
Количество групп для детей от 4 до 5 лет: 1
Количество групп для детей от 6 до 7 лет: 1
Информация о направленности групп: Количество общеразвивающих групп: 4
Режим работы:
Рабочие дни – понедельник-пятница 7.30-18.00
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.
Характеристика части, формируемой участниками образовательных отношений
1.1. Цель и задачи реализации Парциальной программы «Чолӧм, ёртӧй! Здравствуй, друг!»:
Цель: формирование эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на коми языке.
Задачи:
1. Обучать единицам аспектов коми языка (фонетика, лексика, грамматика) на рецетивном, репродуктивном и продуктивном уровнях.
2. Формировать артикуляционный аппарат ребёнка, навыкав общения на коми языке, ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности: выражать свои мфсли и чувства, передавать и принимать информацию, выбратт подходящую речевую структуру.
3.Использовать на занятиях коммуникативных видов деятельности (игры, рисование и т.д.).
4. Создавать благоприятные эмоциональное окружение, непринуждённой атмосферы, доброжелательности для поддержки в ребёнке чувства уважения к самому себе.
1.2. Цель и задачи реализации Парциальной программы «Детям о Республике Коми»:
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре, традициям и языку Коми народа, формирование первоначальных представлений о Республике Коми, воспитании, любви к своей Родине.
Задачи:
1. Формирование представлений детей об окружающем мире: о культуре Коми народа, его традициях, творчестве; об истории Республики, отражённой название улиц, памятникам: о символике республики и родного района (гербе, гимне, флаге).
2. Фомрирование эмоционально-положительных чувств детей к окружающему миру: любви и привязанности к своей семье и дому; интереса к жизни родной республики и района (города, села); гордовти за достижения своей республики, района (города, села); уважения к культуре и традициям Коми народа; к историческому прошлому: восхищение народным творчеством; любви к коми языку; уважения к человеку - труженнику и желания принимать посильное участе в труде.
3. Формировать отражение к окружа.щему миру в деятельности: труд, игра, продуктивная деятельность, музыкальная деятельность, познавательная деятельность.
4. Взаимодействие с семьёй по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольной образовательной органризации, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представление об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребёнка.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны укрепления здоровья детей, младенчесткого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечения единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи: повышение воспитательного потенциала семьи;
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
- открытость;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
- возрастосообразность.
Направления работы с семьями:
· Диагностико-аналитическое направление: включает получение и анализ данных: о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач.
· Просветительское направление: предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
· Консультационное направление: объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают непосредственное участие.
Основные формы и содержание, которые используются в деятельности МДОУ "Усть-Куломский детский сад №7 "Голубок":
· Анкетирование. Данная форма используется с целью выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
· Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и 108 групповые консультации по различнымвопросам воспитания ребенка.
· Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
· Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
· Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.
· «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях, через мессенджеры и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
· Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.